"Дело в том, что мы можем учиться у тех,
кого учим" В. Дж. Хелемендерис
Разными путями приходят в школу учителя, и
также по-разному складываются их школьные судьбы ... Кто-то с детства видит в
этом свое предназначение и стремится к этой цели изначально, а кто-то приходит
случайно... Я, скорее, отношусь к первой категории.
Начиная изучать английский язык в пятом
классе, я сразу полюбила этот предмет. Он легко давался мне и, чувствуя свою
успешность, я мечтала, чтобы моя дальнейшая жизнь была бы связана именно с этим
языком. Поступив на факультет педагогики и методики начального образования, я выбрала отделение с дополнительной специальностью "Иностранный язык". Так сложилась судьба, что я смогла найти работу не учителя начальных классов, а именно учителя английского языка. Радости не было предела! ... Моя дорога привела меня в
школу п. Солидарность. И спустя недолгое время, я уже понимала, что, придя
сюда, я прикоснулась к труду большому, интересному, но одновременно
необыкновенно сложному. Ведь сложность учительского труда состоит в том, что ему
не только нужно научить детей своему предмету, а найти путь к каждому ученику,
создать для него все условия для развития способностей. Лев Толстой когда-то
сказал: "Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если
учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того
учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный
учитель". Но совершенным учителем тоже ведь сразу не станешь. В моей
педагогической практике бывало всякое: восторг и удовлетворение от собственных
успехов и успехов своих учеников, но порой и руки опускались от того, что что-то
не получалось или не воспринималось так, как мне этого хотелось…
Каждый человек, размышляющий о смысле
жизни, своих возможностях и ценностях, в сущности - философ. Учитель вдвойне,
так как эта профессия - одна из самых ответственных. Профессия учителя, как
никакая другая, работает на день завтрашний. Ведь не сразу глядя на забавных
милых первоклашек можно предугадать, кем они станут в будущем. Учитель ведет по
ступенькам взросления будущего рабочего и ученого, воина и юриста, врача и
строителя. Учитель формирует фундамент их знаний и умений, основы их
мировоззрения. А главное - своим словом преподает самую трудную на свете науку -
быть людьми.
Люди по разному понимают роль учителя. Одни
видят в нем просто преподавателя учебного предмета, другие... Я же вижу
педагога, воспитателя и наставника человека, способствующего становлению
личности ученика. На своих уроках я стараюсь быть с учениками на равных, помня,
что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются
неокрепшими душами моих воспитанников и, как учитель, не мыслю себя без
постоянного совершенствования, так как должна быть образцом для своих учеников.
Я согласна с высказыванием А. Лигова: "Ничто так прочно не запоминают ученики,
как ошибки своих учителей".
Я
знаю и люблю свой предмет, мне интересно готовится к своим урокам, находить
новые методы и внедрять новые технологии. С годами, с опытом все это
совершенствуется. Вторжение компьютеров и ИКТ в образовательную систему влило
какую-то новую струю в преподавание английского языка, и я с удовольствием их
осваиваю и активно применяю на своих уроках. И уже рассказывая своим ученикам о
достопримечательностях Лондона, истории Британии или фамильном древе английских
монархов я включаю яркую, красочную презентацию и вижу насколько легче
усваивается материал. А еще я очень люблю своих учеников. Радуюсь, когда они с
интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с
удовольствием и жду встречи со своими ребятами. Я стараюсь делать все для того,
чтобы они не только знали основы грамматики английского языка, культуру этого
народа, но и помочь каждому из них познать себя, самоопределиться и по
возможности самореализоваться, получив возможность раскрыть свои способности. Но
и мои ребята многому учат меня. Работая с детьми, учишься у них
непосредственности и открытости, умению воспринимать мир добрым и светлым. А у
старшеклассников порой стоит поучиться практичности и прагматичности. Мир со
временем меняется, и мои нынешние ученики сильно отличаются от тех, с кем я
встретилась, впервые войдя в класс в качестве учителя...
У
всех на слуху сегодня слова "самопознание", "саморазвитие", "креативность". Это
не случайно, это не мода. На любом жизненном этапе они остаются значимыми. Как
важно научить этому не только капризных, впечатлительных малышей, таких разных
по темпераменту, но и своенравных и критичных старшеклассников, ибо никогда не
поздно углубить и расширить представление о себе. "Интерес человека к миру
возникает из-за переизбытка интереса к самому себе", - говорил Ф.
Бэкон.
А
я - учитель английского языка. Только наивный думает, что моя задача лишь в том,
чтобы научить всех "практическому общению на иностранном языке", хотя и это
поможет им в познании мира. В моем багаже и мудрость английской философии.
Познавая себя, стремись стать лучше, интереснее, и я снова цитирую Фрэнсиса
Бэкона: "Люди должны знать: в театре жизни только богу и ангелам позволено быть
зрителями." Из английского языка в русский успешно перекочевало слово
"креативность". Креативность - это способность творить, создавать что-то новое и
привносить в этот мир. Ведь окружающие нас события - это как набор красок на
столе у художника, наша воля - кисть, а жизнь - холст. И только в наших силах
раскрасить этот мир яркими красками.
На
уроках английского и в повседневном общении со своими учениками в качестве
классного руководителя и просто старшего товарища я стараюсь развить это
качество, учу видеть вещи в новом ракурсе, искать необычные способы применения
простых вещей. В основе моей философии - известные истины. Дополняя истину
радостного общения, радостного свершения новых дел, я чувствую себя счастливым
человеком уже 9 лет. Потому что я свое дело люблю. И чувствую, что должна и могу
быть надежным спутником моих учеников на пути к совершенству.
А
жизнь продолжается. И продолжает ежедневно задавать ученику и учителю вечные,
мучительные вопросы: " Кто ты? Что здесь делаешь? Для чего?" Чтобы ответить на
них, мало учебников и методик - первым учителем и тысячу лет назад, и сегодня, и
в будущем остаётся жизнь, реальность, в которой мы действенно мыслим и
осмысленно действуем. Главная специальность - то, чему учит тебя реальность, что
требует от тебя с предельным напряжением сил, умений, таланта. Требует и от тебя
и от твоих учеников в любой сфере жизни. А значит надо думать, продолжать искать
решения… Безусловно, что современная жизнь требует от нас жизнестойкости,
подвижности, иногда даже цинизма, жестокости, но для того, чтобы не раствориться
в этом тревожном и неустойчивом мире, не стать безликой, часто необходимо иметь
основу - стержень, благодаря которому человек остается личностью. И этому я тоже
учу детей. Наверное, в жизни случайностей не бывает и если я пришла в школу,
значит так это и должно было случиться...
|